ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОНАШЕСТВА

✍️ Принято считать, что монашество появилось, как реакция на «обмирщение» христиан во второй половине IV века.
Однако, исходя из исторических источников, это не так.

Сегодня Церковь празднует память преподобного Павла Фивейского, прожившего очень долгую жизнь (более ста лет ~251–~356). Прп. Павел Фивейский стоит у истоков монашества.

Важно отметить, что монашеское движение изначально возникло как движение мирян. Подавляющее большинство монахов III-IV вв. не были клириками и не стремились ими стать. Принятие священства, неизбежно сопряженного со служением в населенных местах, противоречило, по их мнению, самой идее монашества как уединенного жития.

Первые монахи появились в тот период, когда гос. власть и подавляющая часть населения Римской империи еще не исповедовали христианство, поэтому «бегство от мира» было в какой-то степени обусловлено желанием ограничить контакты с языческим или полуязыческим обществом. Первое поколение монахов-отшельников не было активно вовлечено в социальное и миссионерское служение, возглавляемое церковной иерархией. Тем не менее, находясь в нек-рой изоляции по отношению к местным христ. общинам, они не переставали служить Церкви, заботясь о больных и обездоленных, просвещая светом Христовой веры язычников, осуществляя дело духовного руководства и учительства. В первых общежительных мон-рях Египта социальный аспект жизни монахов был особенно заметен: они организовывали больницы, странноприимные дома, школы, создавая, т. о., структуры для социального служения, параллельные тем, что уже существовали в городах и возглавлялись епископами. Христианизация Римской империи в IV в., а также широкое распространение М. по всем ее регионам привели к существенным изменениям в отношениях между М. и обществом. В условиях, когда христианство стало господствующей религией, монахи приобрели высокий авторитет в обществе и стали оказывать все более заметное влияние на жизнь не только отдельных церковных общин, но и поместных Церквей и всей империи

Первые монахи-священники (за исключением тех, к-рые приняли монашество уже будучи клириками) появились в общежительных мон-рях, где существовала необходимость в них для совершения богослужений. При этом в большинстве случаев монашеские общины предпочитали приглашать священников из соседних городов и деревень, допуская принятие священства членами общины только в редких случаях. В то время время монахи-отшельники вовсе исключали для себя возможность принять священный сан. Вместе с тем уже в сер. IV в. известны случаи поставления во епископы монахов, как правило настоятелей общежительных монастырей. Так, свт. Афанасий Великий говорит в письме еп. Драконтию: «…не один ты поставлен в епископы из монахов, не один ты до этого начальствовал в монастыре» (Athanas. Alex. Ep. ad Dracont. 7). По свидетельству Палладия, еп. Еленопольского, в кон. IV — нач. V в. в монашеской общине некоего аввы Исаака, состоящей из 150 человек, Феофил, архиеп. Александрийский, рукоположил во епископов 7 или 8 монахов.

Таким образом, в IV веке уже появились монахи в сане.

Во 2-й пол. IV — нач. V в. возникли первые правила, касавшиеся особых монашеских одежд, произнесения монашеских обетов, позже, в VIII-X вв., были составлены чины монашеского пострига с делением на 3 степени посвящения (рясофор, малая и великая схима) и практикой присвоения нового, монашеского имени.

Тем не менее в Московском государстве монахи вне сана долгое время воспринимались как миряне.
Статус к монашествующих (которые были без сана) изменился только в Синодальный период (XVIIl) и монашествующие (без сана) были официально причислены к статусу клира (т. е. к духовному сословию).


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *